• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия

    Статьи и обзоры

    Виртуальный класс – инструмент интеграции E-Learning 1.0 и 2.0?

    Появление новых форм сетевых технологий неизбежно оказывает влияние на методы и приемы дистанционного обучения. Сейчас в центре внимания специалистов сопоставление и осмысление в сравнении технологий Web 1.0 и 2.0 и, соответственно, E-Learning 1.0 и 2.0 (см. Осознание E-Learning 2.0 ).

      Еще в 2000 г. профессор Дэвид Рид (David Reed) из Гарвардской школы бизнеса зафиксировал три исторических типа коммуникации сетевом в обучении:
      · На широкую аудиторию (broadcast)
      · Транзакционный
      · Групповой (group forming)
      (См. Reed D. The Law of the Pack // Harvard Business Review, 2000, February)

      Разумеется, для каждого типа учебной коммуникации свойственна своя направленность передачи данных. Тип коммуникации определяет также и ведущие методики обучения (таблица).


    Таблица. Зависимость методов обучения,
    направленности общения от типа коммуникации в сети
    Тип коммуникации
    Направленность общения
    Методики обучения
    На широкую аудиторию (broadcast)От одного ко всем Традиционное массовое обучение
    ТранзакционныйОт одного к другому в пареИндивидуальное обучение
    Групповой (group forming)От всех ко всемГрупповое взаимообучение

      Тип коммуникации на широкую аудиторию унаследован ДО из самых древних времен и воплощается преимущественно в форме E-Learning 1.0. Содержание, приемы и методы обучения здесь определяется сверху вниз. При этом широковещательный тип доставки контента и управления им через LMS посредством персонального компьютера создавал иллюзию индивидуальности обучения. Особенно ярко такая индивидуализация проявляет себя в адаптивных курсах (довольно, к сожалению, редких). Кроме того, чисто психологически обучение сидя tet-a-tet с компьютером могло восприниматься как процесс сугубо индивидуальный. Разного рода игровые, симуляционные, тренинговые подходы в рамках E-Learning 1.0 в действительности не более чем попытки подсластить «пилюлю», завуалировать директивный характер обучения. До появления Web 2.0 составители контента шли на подобные оправданные ухищрения во имя демократизации и гуманизации учебного процесса.
      Web и E-Learning 2.0 «в лице» wiki, блогов, социальных сетей и пр. в сравнении с Web 1.0, напротив, чрезмерно свободны и плохо поддаются формальному управлению и контролю. Сообщества Web 2.0, по существу, могут образовываться кем угодно и проводить какую угодно «политику». Здесь отсутствует орган, уполномоченный решать чему и как учить и преодолевать разногласия. По личным наблюдениям, именно «анархическая природа» Web 2.0 смущает менеджмент компаний и команды учебных центров, когда речь заходит о его внедрении.

      При этом очевидно, что 1-й E-Learning отнюдь не исчерпал своего веками апробированного образовательного потенциала (да и едва ли исчерпает в обозримом будущем).
      E-Learning 2.0 же только-только начинает произрастать на ниве корпоративного обучения и едва ли способен решать задачи 1-го, прежде всего удовлетоврять потребность бизнеса в трансляции необходимых знаний и норм деятельности. Похоже, 1-й и 2-й E-Learning – антиподы, между которыми невозможно абсолютное согласие.

      А не попробовать ли их интегрировать? Одним из способов интеграции противоположностей может выступить появление между ними опосредующего звена. Таким звеном вполне способны выступать виртуальные классы (ВК). Для этого у них есть все необходимые качества:
      1. возможность синхронного и асинхронного общения;
      2. возможность осуществления групповой, межгрупповой и индивидуальной работы;
      3. возможность осуществления как директивного, так и недирективного общения.
      Иными словами, в самой природе виртуального класса «предусмотрено» сосуществование характеристик, свойственных как E-Learning 1.0, так и 2-го E-Learning.
      Занимая промежуточное положение между обучением на широкую аудиторию и групповым самообучением, ВК могут непротиворечиво интегрироваться как с LMS, так и с сервисами Web 2.0, делая первые менее директивными, а вторые – более управляемыми. В то время как непосредственная, без опосредующего звена, интеграция E-Learning 1.0 и 2.0 весьма проблематична. Уж не прорисовываются здесь контуры непротиворечивой корпоративной среды обучения:
      LMS <--> виртуальный класс <--> Web2.0?


      Впрочем, виртуальный класс сам по себе может работать как вполне самодостаточный инструмент в рамках любого из типов коммуникации и, следовательно, в рамках традиционного, группового и даже индивидуального обучения (к примеру, коучинг, индивидуальное консультирование). Все будет зависеть от того, на какой метод обучения ориентированы медераторы, а за ними – организаторы и ведущие виртуальных сессий на основе технологии ВК.



      Автор: Владимир Наумов, педагогический дизайнер, тренер-консультант, WebSoft

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru