• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия

    Статьи и обзоры

    Тренинг для е-тренера


    spacerВозможно уже никого не удивляет то, что к виртуальному классу не относятся как к чему-то исключительному, а как к кирпичам и строительному раствору, и преподаватели надеются, что смогут использовать большинство из имеющихся знаний. Однако, есть существенные различия в работе с аудиторией, удаленной от вас на тысячу миль и которая, ко всему прочему, еще и невидима. Клайв Шефперд в данной статье раскрывает то, что нужно делать преподавателю по-другому, чтобы обучение в виртуальном классе было успешным и можно было использовать все преимущества онлайнового синхронного общения.

    Самый оберегаемый секрет электронного обучения

    Иногда создается впечатление, что то, что относится к виртуальному классу – самый сокровенный секрет электронного обучения. По данным моего опроса, который я провожу раз в два года, из более 300 опрошенных преподавателей, только 7% участвовали в виртуальном классе, остальные пребывают в счастливом неведении – что это вообще такое. Сравните это с 25 процентами тех, кто принимал участие в одной из форм электронного обучения – самообучении, онлайновом обучении или обучении на CD-ROM.

    И не то, чтобы виртуальный класс – это что-то принципиально новое, он доступен в разных формах с того времени, когда e-learning стал использовать Интернет и интранет в качестве каналов доставки. Просто основной парадигмой в электронном обучении была и остается традиция интерактивного самообучения в стиле CBT (обучение с использованием компьютера), несмотря даже на то, что виртуальный класс обеспечивает основу гораздо более близкую к навыкам обычного, не ориентированного на технологии, преподавателя.

    Пришло время исправить ситуацию. Практически на каждом семинаре для преподавателей, когда я демонстрировал виртуальный класс (только в записи, даже не в «живую»), результат был одинаков. Преподаватели прекрасно понимали, что они будут делать в виртуальном классе, как он сможет работать у них в организации (особенно в тех, которые сильно разбросаны географически), и очень хотели узнать – как им принять в этом участие. И статья собственно, именно об этом.
    spacer

    Что такое виртуальный класс
    spacer
    Будем считать, что вы – один из тех 93 процентов, кто никогда не принимал участия в виртуальном классе и очень бы хотел знать – а что это собственно, такое. Виртуальный класс – это приложении на основе технологии веб-конференции, которое позволяет пользователям компьютеров общаться в реальном времени через Интернет или интранет. Веб-конференция – это обычно нечто большее, чем текстовый чат – она позволяет участникам общаться с использованием видео и звука, предоставлять доступ к некоторым ресурсам, таким как слайды, документы, «чистая доска» (whiteboard – буквально, белая доска – место на экране, где каждый участник может что-то написать или нарисовать – прим. перев.), доступ к приложениям или даже всему рабочему столу на своем компьютере, синхронный веб-серфинг и многое другое. Для целей виртуального класса эти технологии расширяются, добавляются функции, которые делают виртуальное обучение в режиме реального времени практически возможным – опросы, вопросы и ответы, анкетирование, секции и протоколы.

    Виртуальные классы поставляются большинством главных американских провайдеров, включая Centra, WebEx, PlaceWare, InterWise, LearnLinc, а в Великобритании - NetTutor. Кроме этого, виртуальные классы встроены во множество систем управления обучением. Все они обеспечивают основную функциональность, требуемую для успешного виртуального обучения, но также понятно, что есть много различий в деталях и цене, которую должна заплатить ваша компания. Степень, до которой веб-конференции стали главенствующей тенденцией, особенно после событий 9/11, которые принесли с собой увеличение рисков полетов на самолетах, показывает решение Микрософт приобрести PlaceWare. Еще увидим, насколько функциональность веб-конференций будет встроена в будущие версии Windows.
    spacer

    Как сделать хорошую сессию в виртуальном классе
    spacer
    Перед тем, как рассмотреть те знания, которые нужны е-тренеру (который ведет виртуальный класс), имеет смысл поразмышлять над тем, на что должна быть похожа хорошая сессия в виртуальном классе, если таковая нам встретится. Каждый, кто видел уже множество различных сессий, ожидает увидеть очередную «смерть от PowerPoint», на этот раз в виртуальном исполнении. В этом случае «смерть от PowerPoint» не так болезненна, как ее реинкарнация «лицом-к-лицу», поскольку тренер не видит выражения на лицах учеников, и они могут в это время почитать электронную почту или пораскладывать пасьянс.

    Стив Динин (Steve Dineen), CEO компании fuel, рассказывает об трудностях: “Многие прогрессивные учебные организации понимают, что потенциал виртуального класса состоит в комбинации сильных сторон обоих направлений, как самостоятельного электронного обучения, так и обучения в классе. К сожалению, во многих случаях фактически объединяются слабости плохо разработанного электронного обучения и обучения с инструктором. Множество ранних попыток реализовать виртуальный класс состояли в том, что преподаватель просто демонстрировал слайды онлайн, что уничтожало такие положительные аспекты обучения в классе, как умение инструктора читать «язык тела» учеников, понимая, кто из них понял материал, а кто – нет, и кто из учеников теряет внимание. Кроме этого, многие нынешние варианты виртуального класса не обладают такими преимуществами электронного самообразования, как богатый интерактивный контент, основанный на принципах звуковой образовательной психологии. Онлайн обучение должно быть чем-то большим, чем просто объединение PowerPoint и аудио.”

    Хорошая сессия виртуального класса подобна хорошей сессии обычного обучения – она интерактивна. Джули Линн (Julie Linn), менеджер электронного обучения в Training Foundation,  адаптирует разработанную в IITT (Institute of IT Training – институт ИТ-обучения) успешную ‘TAP’ (Certified Trainer Assessment Programme – Программа сертификационной оценки преподавателей) методологию к виртуальному классу: «Очень важно увлечь ваших учеников, используя знания, которые мы применяем при очном обучении, соединив их с заманчивыми возможностями применения на практике. Это очень важно в случае виртуального класса, поскольку тут вы можете легко потерять вашу аудиторию, и даже не знать, что они уже ушли. Тренер должен подходить к процессу творчески, чтобы использовать все возможности, предоставляемые программным обеспечением в плане поддержки максимального участия учеников в процессе.”

    Линн заключает: «Сначала преподаватели чувствуют себя так, как будто они ведут обучение в классе, но вслепую. Когда ты уверен, что 80% сенсорной информации, получаемой мозгом – это визуальные данные, это может казаться главным препятствием. Мы поощряем е-тренеров активно использовать опросы и чат, чтобы узнать побольше об аудитории с самого начала сессии. При использовании всего богатства интерактивности, поддержанного качественным видеорядом, а не просто демонстрируя бесконечные списки данных – в этом случае виртуальный класс будет иметь действительный успех.”
    spacer

    Навыки е-тренера
    spacer
    Успешный преподаватель в обычном классе прошел у же половину пути к эффективному е-тренеру, но некоторые навыки надо поднастроить, а некоторые придется приобретать с нуля. Саджей Далал (Sanjay Dalal), директор центра обучения заказчиков виртуального класса, предоставляемого WebEx: “ Е-тренеру нужно уметь адаптировать учебные материалы, делая их чрезвычайно визуальными, предоставляя ученикам все восхитительные возможности интерактивности, с использованием онлайновых инструментов, таких как чистая доска, опросы, разделение приложений. А учитывая то, что сессия виртуального класса относительно коротка – средняя продолжительность не более часа – тренеру надо уметь так «нарезать» материал, чтобы с любой стороны, как с точки зрения продолжительности, так и с точки зрения логичности, обеспечить целостность курса.”

    Е-тренеру, как считает Далал, также надо иметь эффективные навыки работы с программным обеспечением: «Е-тренер должен быть очень умелым помощником, при необходимости обратится к человеку и вовлечь его в процесс, сочетая активное прослушивание знаний с различными методиками опросов. Иногда преподаватель вносит долю юмора в эту смесь, для создания более благоприятной амосферы»

    Марк Стимсон (Mark Stimson) – генеральный менеджер по странам Европы, Ближнего Востока и Африки в компании Click2Learn, которая внедрила полнофункциональный виртуальный класс в свое решение по управлению обучением Aspen: “Для е-тренера очень важно во время всей сессии держать группу вовлеченной в процесс. Лучший путь к этому – интерактивность.”

    Стимсон подчеркивает важность подготовки: «Преподаватель должен уделить значительное внимание к готовности к сессии. Это означает не только подготовить материалы, но и убедиться в том, что не будет технических препятствий. Все соединения должны быть протестированы вместе с учениками, чтобы решить все проблемы с межсетевыми экранами, а также убедиться – что полоса пропускания сети достаточна для данного случая. При плохих соединениях вы можете не иметь возможности использовать потоковое видео, аудио, или разделяемые приложения, но в этом случае вам надо сконцентрироваться на менее «жадных» до ресурсов источников, таких как слайды, опросы и чаты.”

    Стимсон продолжает: «То, что происходит потом, тоже очень важно для того, чтобы обучение было эффективным. Одна из идей состоит в обсуждении онлайнового события в асинхронном форуме, что заставляет учеников работать и после того, как обучение закончилось.» Стимсон цитирует слова гуру обучения Питера Хони (Peter Honey): “Жизнь, в конце концов, есть просто серия из до, во время и после, с качеством, в большой степени определяемой тем, что было перед, и что будет после.”

    Конечно, даже самый хороший тренер может столкнуться с такой аудиторией, которая совершенно не подходит для виртуального класса. Кэти Моррис (Kathy Morris) менеджер обучения и развития по Европе компании Parametric Technology, поставщика решений управления полного цикла: “Наша трудность заключалась в том, что надо было обучить менеджеров по всей Европе новой системой управления производительностью, внедренной в компании. Неожиданно наши менеджеры в Южной Европе не выказали никакого энтузиазма по поводу идеи виртуального класса. Проблема оказалась в основном языкового характера. В классе, если они упражнение не было переведено на их язык, они помогали друг другу, если возникали сложности. Такой возможности онлайн мы им предоставить не можем. В конце концов пришли к компромиссному решению в виде уникального смешанного обучения: курс начинается с предварительной части, которая выполняется на основе электронного самообучения, затем мы запускаем гибрид живого и виртуального обучения – группа собирается локально, а я общаюсь с ней, используя PlaceWare. Я обозначаю, что мероприятие закончено, выхожу в офлайн и жду, пока группа закончит все задания. Для того, чтобы получить отчет о результатах, я возобновляю работу. Решение работает, сберегает кучу моего времени и бюджета управленич”
    spacer

    Кто готовит хороших е-тренеров
    spacer
    Может ли любой тренер адаптироваться к работе онлайн?  Нет, говорит Дон Тейлор (Don Taylor), директор компании InfoBasis и хостящий свободные ежемесячные веб семинары по технологиям обучения: “Один из таких типов тренеров, которые успешны к классе и безнадежны, это те, обучение которых  можно обозначить как «харизматичность». Это те, кто упирает на персональный подход, что позволяет успешно проводить обычное обучение, но совершенно не подходит в нашем случае. В онлайне, когда проходит лишь некоторая часть визуальных сигналов, все рушится. Тяжело давать пользователям для прослушки то, что не очень хорошо структурировано и это не исправишь звуком. Хороший е-тренер не должен быть харихматичен, он должен все хорошо структурировать и уметь как волекать учеников, так и вовремя откликаться на их запросы».

    Согласно Тейлору, часть проблемы состоит в нашей уменьшившейся возможности учится, слушая: « Четыреста лет назад люди могли слушать игру Шекспира три часа, а потом еще полчаса – у нас сейчас просто нет столько времени. Процент «слушающих» учеников все меньше, так что нам приходится компенсировать это видеорядом. Для е-тренера голос очень важен – некоторые голоса просто не работают в онлайне. Говорящий должен уметь модулировать свой голос, менять темп и прививать энтузиазм. В онлайне нельзя все время ‘мычать’ или  ‘ахать’ ”

    Том Сэндмен (Tom Sandman) – консультант по педагогическому дизайну компании QA Training. QA используют виртуальный класс от LearnLinc в своих смешанных курсах управления проектами и MCSA (курс сертификации системных администраторов по программе Microsoft – прим. перев.): «Мы берем только добровольцев – не настаиваем, чтобы все наши тренеры преподавали онлайн. Но в целом, тренеры остаются довольными изменением режима – мы предоставляем им широкополосный доступ, так что они могут работать из дома.»

    QA, совместно с университетом Миддлэсекс, провело исследование профиля студентов виртуальных классов: «Виртуальный класс хорош для студентов, которые управляют своим расписанием. Расписание системных администраторов менее предсказуемо, чем у менеджеров проектов, поскольку зависит от быстро возникающих чрезвычайных ситуаций. Также обнаружилось, что люди с рефлексирующим психотипом сильно предрасположены к участию в сессиях, возможно даже больше, чем люди с активным психотипом. У нас были студенты, которые не принимали активного деятельного участия в сессиях, но при этом очень внимательно слушали и записывали. Но наверно самый важный фактор – это то, чтобы руководители позволяли ученикам участвовать в виртуальных сессиях в запланированное время»
    spacer

    С чего начать
    spacer
    Первым шагом для любого тренера, заинтересованного в развитии в себе навыков е-тренера, должно стать участие в сессиях виртуального класса – и как можно больше. Открытые сессии проводят регулярно все основные вендоры – для презентации своих систем и их возможностей. Также будут полезны семинары от Learning Technologies, проводимые в последний четверг каждого месяца, и онлайновые мероприятия, которые проводит для своих членов Institute of IT Training.

    В настоящий момент Training Foundation разработала сертификационный трек для е-тренеров, базирующийся на методике развития компетентности новых е-тренеров от IITT. Курс определяет, что в сессии виртуального класса фактически существуют две роли – ведущий и тренер. И хотя обе роли может совмещать один и тот же человек, во многих случаях может потребоваться партнерство.

    Про двойственность роли Моррис говорит следующее: «Шаг от хорошего преподавателя к хорошему е-тренеру не так велик, но можно легко испугаться. Те, кто не знаком со средой, могут посчитать невозможным адаптироваться в программном обеспечении, оставаясь при этом хорошим преподавателем. В таком случае хорошо начинать работу вместе с коллегой – один осуществляет управление, второй ведет обучение.»

    Тем тренерам, которые опасаются сделать шаг в сторону виртуального обучения, возможно стоит прислушаться к совету Морриса. Соберитесь вместе с вашими коллегами – по крайней мере, с теми, про кого не скажешь, что он «пророк обучения в классе» - и помогите друг другу перекинуть мостик между очным обучением и виртуальным миром. И когда вы сделаете это, возможно мы услышим от историю, как преподаватель проводил обучение людей, удаленных на сотни миль, стоя в пробке по дороге домой.
    spacer




    История : Serversys
    spacer
    Serversys – лидирующий в Великобритании интегратор, предлагающий решения на базе CRM-системы GoldMine Business Contact Manager. С 2002 года Serversys начал эксплуатацию приложения для веб-конференций от WebEx, с целью обеспечения поддержки пользователей. Данное решение использовалось как канал для виртуального тренинга, что позволило расширить набор опций обучения, доступных пользователям.

    Фил Каттерал (Phil Catterall) – технический директор Serversys: «Типичный пользователь системы GoldMine – это менеджер по продажам, работающий из дома. Поэтому существует трудность, как в том, чтобы пригласить его в класс для обучения, так и в том, чтобы провести обучение на рабочем месте. Кроме этого, есть и преимущество в собственно обучении – после целого дня занятий в классе многие преподаватели ощущают, что мозг у них умер. Разбив обучение на небольшие сессии и проводя их виртуально, мы обеспечиваем максимум внимания.»

    Катерал признает, что есть ограничения: «Некоторые наши пользователи не в ладах с компьютером, так что без начального обучения в классе не обойтись. В этом случае мы видим потенциал в том, чтобы проводить дополнительное обучение по конкретным интересующим темам. Преимущество в том, что мы увеличиваем продуктивность и бережем время преподавателя.»

    Консультант по обучению Фил Браун (Phil Brown) считает, что адаптироваться к виртуальному обучению довольно легко: «Продукт от WebEx так гладко интегрирован в наш веб-сайт, что совершенно незаметно, что он хостится независимо. Для использования пользователям необходимо первоначально загрузить небольшой элемент управления ActiveX. Продукт хорошо защищен, что очень важно для нас, поскольку основной элемент, который мы используем – разделение приложений рабочего стола.»

    Serversys разработал уникальную модель виртуального обучения, работающую на малых группах – по два-три человека. Браун считает: «Идея состоит в том, чтобы вести, а не в том, чтобы демонстрировать. При нехватке визуального присутствия необходимо контролировать прогресс учеников другими средствами, в идеале – через практические упражнения. Что интересно, у нас были сессии, когда только один представитель заказчика, обычно это системный администратор, принимал непосредственное участие в сессии, в то время как другие следили за процессом на большом экране проектора.» Как свидетельствует Браун, мы только начинаем видеть широкий диапазон возможностей применения виртуального класса.
    spacer



    Ресурсы
    spacer
    Поставщики ПО для виртуального класса:

    WebEx: www.webex.com
    Placeware: www.placeware.com
    Centra: www.centra.com
    InterWise: www.interwise.com
    LearnLinc: www.supportit-uk.com
    NetTutor: www.nettutor.co.uk
    Horizon Wimba: www.horizonwimba.com

    Открытые веб-семинары с использованием виртуального класса:

    Learning Technologies: www.learningtechnologies.co.uk
    Institute of IT Training: www.iitt.org.uk/public/events/index.asp

    Обучение для е-тренеров:

    Training Foundation: www.trainingfoundation.com



    Автор: Клайв Шеперд (Clive Shepherd)

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru