• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию

    Статьи и обзоры

    Почему переоценивают талант

    Общепринятое мнение о «природном» таланте – не более чем миф.

    Давайте перенесемся в середину 1978 года в гигантскую штаб-квартиру Procter & Gamble в Цинциннати и заглянем в одну из комнат, в которой работает пара 22-летних ребят, только что из колледжа. Их назначение – продавать шоколадное печенье Дункана Хайнса, но они тратят кучу времени на переписывание заметок. Они и вправду умны – один закончил Гарвард, другой – Дартмут, что впрочем не очень отличает их от других вновь принятых сотрудников P&G.

    Что действительно отличает их от других молодых прохиндеев, которых компания пачками принимает каждый год, так это то, что у них совершенно нет амбиций. Ни у одного нет какого-либо карьерного плана. Каждый день после обеда они играют в баскетбол при помощи скомканных записок и мусорной корзины. Как позже скажет один из них, «Маловероятно, что я бы проголосовал за то, что эти парни будут когда-нибудь успешны»

    Эти два молодых человека интересуют нас только по одной причине: это Джеффри Иммельт (Jeffrey Immelt) и Стивен Балмер (Steven Ballmer), которые еще до достижения 50 лет стали CEO крупнейших мировых корпораций - General Electric (GE, Fortune 500) и Microsoft (MSFT, Fortune 500).  В отличие от многих других разумненьких молодых рекрутов они достигли вершин корпоративного успеха.

    Вот очевидный вопрос – Что такое талант? Что это за странная штука, которая никак не выделяла их в первые 22 года жизни? Ум? Да, эти двое умны, но внешне никак не умнее тысячи их одноклассников по школе и колледжу. Их привел на вершину каторжный труд? Конечно, но это не все. Только труд не вывел бы их на самый верх делового мира.

    Вот мы и пришли к самому загадочному вопросу, который применим не только к Иммельту и Балмеру: Если это не так просто, как мы привыкли думать, то что это такое?

    Если мы ошибаемся в природе высоких достижений, то это большая проблема. В частности, если люди без некоторого естественного таланта к определенному виду деятельности никогда не смогут быть столь же компетентными, как те, у кого есть такой талант (врожденная способность к деланию чего-либо просто и хорошо), то нам надо отстранить их от этой деятельности. Мы должны не спрятать своих детей подальше от искусства, тенниса, экономики или изучения китайского языка, если мы видим, что у них нет таланта в этой области.

    Управленцы в бизнесе часто меняют карьеры людей, основываясь на тонких свидетельствах того, что они «дают». Или еще более кованая вещь, в собственной жизни мы иногда начинаем что-то новое и если не находим в этом естественного для себя, то бросаем навсегда, так как считаем, что у нас нет к этому таланта.

    Многие исследователи теперь утверждают, что талант не означает ничего из того, что мы думает он означает, если он вообще что-то означает. Некоторые утверждают, что само существование таланта, как они осторожно выражаются, не подкреплено фактами. В исследованиях людей, добившихся успеха, исследователи нашли не так много признаков ранних успехов до того, как эти люди начали интенсивное обучение. Подобные же результаты получались в исследованиях музыкантов, теннисистов, художников, пловцов, математиков и пр.

    Такие исследования не означают, что таланта не существует. Но они предполагают следующую интригу: если он и есть, то может оказаться нерелевантным.

    Концепция специфических талантов особенно большие проблемы таит в бизнесе. Мы все привыкли предполагать, что гиганты бизнеса должны быть одарены свыше, чтобы делать то, что они делают, но свидетельства этого, оказывается, еле уловимы. По сути, впечатление от изучения жизни великих бизнесменов говорит как раз об обратном – никаких показаний к тому, что в будущем их ждет успех.

    Джек Уэлш, названный журналом Fortune менеджером XX века, не показывал специфических склонностей к бизнесу, даже когда ему уже было за 20. Вступая в реальный мир в возрасте 25 лет, с кандидатской степенью по химии в кармане, он еще был не уверен в своей направленности и прошел интервью для работы преподавателем в университетах Сиракуз и Западной Вирджинии. Но в конце концов принял решение работать по химическим разработкам в Дженерал Электрик.

    Билл Гейтс, самый богатый человек в мире, является наиболее подходящим кандидатом для тех, кто хочет связать успех с талантом. Он был увлечен компьютерами еще ребенком – как он сам говорит, свою первую программу он написал в 13-летнем возрасте, это была программа для игры в крестики-нолики. Вся проблема в том, что ничто в его истории не указывает на экстраординарные способности.

    Можно отметить, что легионы детей в те дни интересовались компьютерами. Что указывало на то, что Гейтс будет их королем? Ответ прост: ничего.

    Можно было бы предположить, что в век исследования генома не должно оставаться никаких вопросов о том, что является врожденным, а что – нет. Если талант – явление врожденное, то должен быть соответствующий ген. Вся трудность в том, что ученые не знают, за что отвечает каждый из более чем 20 тысяч наших генов.

    Все что мы можем сказать на настоящий момент, это то – что никакие определенные гены, отвечающие за какой-либо специфический талант, не найдены. Возможно, это случится, и ученые найдут ген игры на фортепиано, или ген инвестора, или ген бухгалтера. Но это не будет так уж легко, и точно, будет не скоро.

    Но если к высоким достижениям приводит не природный талант, тогда что? Исследователи сходятся во мнениях по этому вопросу. Это то, что называют «осмысленная практикой», но сразу хочу предостеречь – это совсем не то, что мы понимаем под словом «практика», не тот сухой остаток, который получается от простых упражнений на достижение цели.

    С другой стороны, это не обязательно тяжелая работа. Осмысленная практика – это специфическая и уникальная область деятельности, не работа и не игра. Ее характеризуют несколько элементов, создающих вместе мощное целое. Наилучший результат достигается при комплексной комбинации всех элементов, но иногда некоторые могут отсутствовать.

    Уже сейчас ученые расшифровали карту пути, ведущего к успеху. Элементы осмысленной практики в порядке их ценности:

    1) Осмысленная практика создается специально для улучшения характеристик. Ключевое слово здесь – «создается». Сущность осмысленной практики постоянно подстраивается под ее или его индивидуальные возможности. Это может прозвучать банально, но большинство из нас не думает о своей деятельности, как о практике. Неважно, на гоночной трассе или за пианино, большинство из нас делает нечто, надеясь достичь вершин мастерства, которые возможно, давно уже освоены, и выше не станут.

    А вот осмысленная практика требует жестко определить один конкретный элемент деятельности, который нуждается в улучшении, и интенсивно работать именно над ним. Вот Тайгер Вудс  (известный чернокожий гольфист-вундеркинд – прим. перев.), который очень успешно применяет этот принцип, и для которого нет секретов в профессиональном гольфе – он устанавливает мячик для гольфа в песчаную ловушку и бьет по нему, практикуя удар из почти невозможного положения.

    Успешный человек способен выделить некоторый определенный аспект того, что он делает, и сосредоточится на том, что, как он думает, можно еще улучшить; потом перейти к следующему элементу. В большинстве случаев, годы исследований порождают каркас знаний о том, как улучшать и развивать деятельность, и обычно преподаватели обладают этим знанием.

    Как раньше, так и сейчас, учитель – очень важная составляющая для разработки мероприятий, наилучшим образом развивающих индивидуальность. И можно привести множество примеров успешных людей, чьи отцы начинали такие процессы с самого раннего возраста: Тайгер, Пикассо, Моцарт.

    Или Эли Меннинг, квартербек, выигравший Супербоул в составе Нью-Йорк Джайнтс. Его отец, Арчи, тоже был хорошим квартербеком в НФЛ. Арчи был всегда готов помочь советом Эли (и его брату Пейтону, выигравшему Супербоул в составе Индианаполис Кольтс).

    В некоторых случаях, особенно в таких интеллектуальных видах деятельности, как искусство, наука, бизнес, люди могут обладать достаточными знаниями, чтобы создавать собственные практики. Но любой понимает важность и преимущество помощи учителя. Поэтому, если хотите стать лучшим в мире гольфистом – прямой резон пойти к учителю.

    2) Осмысленная практика предполагает повторение. Частое повторение – это очень важное отличие осмысленной практики от обычных повседневных задач, даже если они проделываются не один раз. Тайгер Вуд выполняет свой слепой удар из песка всего пару или тройку раз за сезон, но если бы он делал его росно столько раз, то он выполнял бы этот удар так же плохо, как это делаете вы или я.

    Повторение определенных действий чаще, даже гораздо более чаще, чем это нужно в повседневной практике – это еще не полный залог эффективности. Два основных момента отличают осмысленную практику от того, что мы все делаем обычно. Первое – это выбор условий, подбор деятельности под текущие возможности. Второе – это количество повторений.

    Самые успешные повторяют свои действия до одури. Тед Уильямс, величайший бейсбольный хиттер (подающий), повторял подачу до момента, когда у него начинали кровоточить руки. Пит Маравиш, чей рекорд для колледжей в баскетболе был недостижим в течение 30 лет, приходил в зал с утра и отрабатывал броски до тех пор, пока зал не закрывали на ночь.

    3) Всегда должна существовать обратная связь по результату. Очевидно, что несмотря на видимые проявления успеха, каждый результат должен быть объяснен. Вы можете думать, что репетиция вашего интервью с работодателем безупречна, но это не значит, что ваше мнение совпадает с мнением интервьюера. Или вы можете быть убеждены, что ваше исполнение скрипичного концерта Брамса в баре напротив в прошлое воскресенье было сногсшибательным, но как вы можете в действительности убедиться в этом? Во множестве ситуаций наличие учителя, тренера или наставника является ключевым моментом для получения правильной обратной связи.

    4) Очень важно правильно мыслить. Осмысленная практика – это прежде всего сосредоточенность и концентрация. Именно это делает ее «осмысленной», в отличие от бестолковой возни с мячом, которой увлекаются множество людей. Постоянно искать те элементы, которые требуют улучшения, и решительно стараться сделать их лучше – это требует от любого наличия недюжинных умственных возможностей.

    Работа бывает настолько тяжелой, что, как кажется, никто не сможет выдержать ее долго. Натан Мильштейн, один из величайших скрипачей 20 века, был студентом у известного учителя Леопольда Ауэра. Как рассказывают, он однажды спросил Ауэра, достаточно ли он практикуется. Ауэр ответил: «Если ты будешь тренировать пальцы, тебе будет нужно практиковаться весь день. Если же тренировать мозг, то тебе хватит и полутора часов». Правда Ауэр не добавлял, что мозг надо тренировать по полтора часа в день потому, что весь день это просто никто не выдержит.

    5) Это тяжело. То, что мы понимает под осмысленной практикой, совершенно точно не попадает под приятно времяпровождение. Те вещи, которые мы привыкли делать с удовольствием, совершенно противоположны тому, что требуется от нас. Вместо того чтобы делать то, что получается, мы должны выискивать то, в чем мы плохи.

    Когда мы определили все то болезненное и труднодоступное, что должно сделать нас лучше, мы должны повторять их снова и снова. После каждого повтора надо посмотреть на себя, или это должен сделать кто-то другой, и сказать, что еще плохо, а потом повторить наиболее болезненную и трудную часть снова. И этот процесс должен продолжаться до тех пор, пока ты ментально не опустошишься.

    Если на вас действует угнетающе тот факт, что то, что вы делаете для достижения успеха, никогда не может быть веселым и забавным, то утештесь следующим утверждением: так это устроено. Если бы эти вещи были бы такими простыми и радостными, то все бы это делали, и мы никогда не выделяли бы лучших.

    Известие, что осмысленная практика так трудна – это вообще-то хорошая новость. Это значит, что большинство людей этого делать не будет. Так что ваша готовность делать это означает, что вы сможете выделиться из ряда других людей.

    Если вы работаете в областях, где осмысленная практика глубоко укоренилась: в музыке и спорте, то вы, вероятно, думаете сейчас, что исследователи просто развили и углубили идеи, которые большинство людей вашего мира давно поняли.

    Но если вы принадлежите к более многочисленной разновидности людей, зарабатывающей себе на жизнь в бизнесе, то вы, вероятно, думаете, что все это практически ничего по сравнению с работой! По сути, жизнь многих компаний построена так, чтобы разрушать все принципы осмысленной практики.

    Наиболее существенно, что то, как обычно мы делаем работу, напрямую противоречит первому принципу: Ничего не делается для того, чтобы сделать нас лучше. Обычно вообще ничего не делается: Мы только получаем цели, которые надо соотнести с целями других сотрудников и ждать, что мы от них что-то получим.

    В ограниченной, краткосрочной перспективе, это устраивает большинство сотрудников. Нас нанимали не затем, чтобы мы тратили время на развитие своих способностей, нас нанимали, чтобы делать результат. В то время как осмысленная практика требует, чтобы мы достигали некоторой точки, упирались в препятствие и искали решение, в повседневной бизнес-жизни цена ошибки часто очень высока. Все стимулы убеждают нас держаться того, что безопасно и надежно, что дает полную гарантию отсутствия развития.

    Постоянная обратная связь? В большинстве компаний она является, по сути, пародией, состоящей из годового отчета, которого боятся как тот, кто его составляет, так и тот, кто его получает. Даже если он составлен хорошо, это все равно не эффективно. Рассказывать как хорошо или плохо ты сделал задание абсолютно бесполезно, если задание закончено 11 месяцев назад.

    Вы можете сказать, что работа, подобно осмысленной практике, часто бывает ментально напряженной. Но это случается обычно не потому, что требуется концентрация и вовлеченность. Гораздо более часто это всего лишь результат долгих часов перебора того, что мы и так знаем, как делать. И если мы исчерпались, то перспектива затратить еще часы на действия, сопряженные с истинной осмысленной практикой, кажется нам слишком плохой для рассмотрения.

    Итак, для большинства компаний: Основы достижения большей производительности в основном неизвестны или игнорируются. И это означает, что возможности для получения преимуществ, путем адаптации принципов высокой производительности, очень велики. Некоторые компании понимают это. Они внедряют менторство и коучинг в корпоративную культуру, развивают карьеру сотрудников путем точных назначений, и, наряду с другими шагами, увеличивают участие сотрудников в высокоточных симуляторах.

    Но возможно вы не работаете ни в одной из этих организаций, и на своей должности не можете менять корпоративную культуру или принципы деятельности. Как вы можете применить принципы производительности труда для себя? Эти возможности лежат гораздо более близко, чем мы обычно о них думаем, даже если в вашей среде затруднительно выделить время для практики из реальной работы.

    Известны методы для того, чтобы практиковаться непосредственно на работе. И все они должны быть у вас в голове.  Исследователи называют такую деятельность саморегуляцией. Для большей эффективности, это должно быть нечто, что вы делаете сами до, во время, и после работы.

    6) Перед работой. Саморегуляция начинается с постановки целей – не больших, определяющих всю жизнь, а более непосредственных, связанных с тем, что вы должны сделать сегодня. По данным исследований, малоуспешные не ставят целей вообще, они просто сосредотачиваются на работе. Среднеуспешные ставят общие цели и часто ориентируются на простое достижение результата – получить заказ, написать проектное предложение. Самые успешные ставят цели не столько на результат, а скорее, на процесс, которым достигается результат.

    Например, вместо того, чтобы просто получить заказ, в качестве цели может стоять определение невыявленных потребностей клиента. Как можно видеть, это уже напоминает первый шаг осмысленной практики. Лучшие работники фокусируются на том, чтобы улучшить некоторый конкретный элемент работы, так же, как пианист фокусируется на конкретном пассаже.

    Когда цели поставлены, следующим шагом будет планирование их достижения. И опять же, лучшие работники составляют наиболее детальные, ориентированные на технику, планы. Они ясно представляют себе, как получить то, что нужно сделать. Так, если целью стоит определение невыявленных потребностей клиента, план может включать следующее: ключевые слова, которые может использовать клиент, или задать ему некоторые вопросы, которые подтолкнут его к обозначению важных для него проблем.

    7) Во время работы. Самый важный навык саморегуляции, который используют самые успешные в любой области люди – это самонаблюдение. Например, обычные бегуны в момент усталости думают о чем угодно, только не о том, что они делают – это слишком болезненно, и они пытаются оградить свой мозг. Наоборот, элитные бегуны, стараются сосредоточиться исключительно на себе. Между прочим, они считают свое дыхание и одновременно свои шаги, чтобы поддерживать правильное соотношение.

    Даже в чисто мыслительной работе, успешные исполнители внимательно наблюдают за собой. Они в состоянии мониторить то, что происходит у них в мозгу, и спрашивать себя о том, что происходит. Исследователи называют это метасознанием – знание о знании, мысли о собственных мыслях. Самые успешные делают это более систематически, чем другие – это установленная часть их процесса.

    Ме·асознание очень важно, поскольку ситуация может меняться непосредственно в процессе игры. Помимо своей роли в определении возможности для практики, она является важным моментом для помощи при адаптации к изменяющимся условиям. Когда заказчик непосредственно в процессе переговоров по сделке вдруг выдвигает совершенно неожиданную проблему, лучший менеджер может сделать ментальную паузу, как если бы он посмотрел на себя со стороны: Понимаю ли я, что стоит за этим возражением? Я сердит? Могу ли я управлять своими эмоциями? Нужно ли изменить стратегию? Какой она должна быть?

    8) После работы. Действия практики бесполезны без полноценной обратной связи по результату. Это должно быть самооценкой: поскольку вся практика целиком у нас в голове, то только мы можем знать, что мы пытались сделать, и вынести вердикт. Превосходные работники судят себя иначе, чем другие люди. Более детально, подобно тому, как они устанавливают цели и стратегию. Средние работники могут только сказать себе, сделали они это хорошо, или плохо, или средне.

    В отличие от них, лучшие работники судят себя по образцу, что очень важно для того, что они пытаются достигнуть. Иногда они сравнивают свою работу с собственными лучшими достижениями, иногда с работой конкурентов, с которыми встречались или могли бы встретиться, иногда с лучшими образцами в данной области.

    Смысл имеет любой эталон: ключ, как всегда в осмысленной практике, состоит в выборе сравнения, вытягивающего вас за пределы текущих ограничений. Исследование подтверждает то, о чем говорит нам здравый смысл: слишком высокий эталон может обескуражить и не быть поучительным, слишком низкий – не даст продвижения вперед.

    Заключительный элемент фазы пост-работы затрагивает все остальные и влияет на них. Вот у вас появился некоторый опыт работы – встреча с командой, отчет по квартальному бюджету, визит заказчика. Вы оценили то, что произошло. Как вы будете реагировать?

    Возможно, что процесс был не очень-то превосходен, по сути, частично он вообще неприемлем. В этом случае превосходный работник попытается адаптировать способ, которым он действовал, в то время как средний исполнитель попытается избегать таких действий в будущем. В этом есть резон. Поскольку превосходный исполнитель иначе начал процесс с самого начала, он может лучше предположить, как его приспособить. И, скорее всего, идея о том, что делать в следующий раз, будет работать. Так что совершенно не удивительно, что они скорее решаться повторить опыт, чем отказаться от него.

    Но где начинается цикл? Почему некоторые люди спустя годы напряженной ежедневной работы становятся мировыми знаменитостями? Это самый глубинный вопрос, и исследователи не дают нам полного ответа. Мы достигли точки, откуда мы должны двигаться самостоятельно и только в одном направлении – внутрь самих себя. Ответ зависит от вашей реакции на два простых вопроса: Что вы действительно хотите? И во что вы действительно верите?

    Что вы хотите, действительно, глубоко хотите – это основа, поскольку осмысленная практика – это инвестиции: затраты сейчас, прибыль потом. Если вы что-то и правда хотите, то вам будет легче, поскольку будет легче прикладывать усилия, пока результата еще нет. Если же вы хотите что-то не очень сильно, а ваши конкуренты – очень, то сами понимаете, каков будет результат.

    Второй вопрос более глубок. Во что вы действительно верите? Вы верите, что у вас есть выбор? Вы верите, что если вы будете делать дело, сконцентрировавшись на нем в течение нескольких лет, то достигнете вершин мастерства? Если вы верите, то у вас есть шанс. Но если вы думаете, что ваши достижения ограничены отсутствием некоего врожденного дара, то у вас нет шансов сделать эту работу. То, чему вы действительно верите – это основа вашей работы по достижению вершины.



    Автор: Джефф Колвин, старший редактор
    Источник: http://money.cnn.com/

    РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru