• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    Статьи и обзоры

    Web 2.0 – это будущее образования

    Момент необычайной ясности настал для меня в последнюю неделю. Сессия, которую я готовил для IL-TCE conference, мигрировала от "Инструменты Web 2.0 для обучения" до "Почему Web 2.0 очень важен для будущего образования." И потом, когда настали мучения с PowerPoint (это конечно, впечатления от OpenOffice.org, конечно), пытаясь выложить из слайдов пазл, перемещая их с места на место в попытке получить связную картину, я вдруг набрел на мысль, которая и привела меня к столь смелому заключению и окончательному варианту названия: "Web 2.0 – это будущее образования".

    Это было, я знаю, не совсем тем, о чем я собирался говорить. Но это было очень важно, как будто идея рвалась наружу, как будто я ей был нужен, чтобы высказать ее. И это усиливалось впечатлением, что дискуссия об этом – предмет обсуждения на десятилетия, может быть и больше.

    Я думаю, что Web чтения/записи, или как мы его называем, Web 2.0, в культурном, социальном и интеллектуальном смысле будет иметь большее влияние, чем даже изобретение печатной машины. Я полагаю, что мы можем даже не начинать воображать изменения, поскольку двусторонняя природа Интернета распускается как цветок, так что даже те, кто потратит время, воображая себе будущие изменения, будут поражены тем, что получится. Я хотел бы идентифицировать десять тенденций, которые, как я думаю, очень важны для образования и обучения, а затем обсудить семь шагов, которые могут сделать специалисты в обучении, чтобы использовать эти изменения. Я очень сильно был впечатлен статьей Джона Сили Брауна (John Seely Brown - JSB) в Educause Magazine, которая называлась «Умы в огне: Открытое образование, длинный хвост и образование 2.0» ("Minds on Fire: Open Education, the Long Tail, and Learning 2.0") и прослушал по меньшей мере дважды говорящие головы от МТИ (Манчестерский Технологический Институт) - a talk he'd given at MIT – по соответствующей тематике. Я попытался атрибутировать все его мысли, упомянутые здесь, но все равно, некоторый «ремикс» имеет место, так что, хотя все выводы – мои собственные, его статья очень сильно повлияла на них.

    Тенденция первая: Новая издательская революция.
    Интернет становится платформой для беспрецедентного творчества, а мы создаем новый контент для Web. Web, который мы знали до последнего времени, был однонаправленной средой, когда мы были читателями и пассивными участниками, а для создания контента требовались немалые финансовые инвестиции. Новый Web, или Web 2.0 – это двунаправленная среда, основанная на творчестве и сотрудничестве, и зачастую требуется только доступ в Интернет и браузер. Блоги, вики, подкастинг, распространение  фото и видео, социальные сети и прочие сотни (тысячи?) сервисов ставят слово «социальный» или «совместный» впереди названия, показывая этим, кто и как создает контент.

    Тенденция вторая: Приливная волна информации. Революция в издательстве привела к тому, что объем информации, который нам доступен, становится очень тяжело освоить. Если сейчас активно работают менее 1 процента пользователей Википедии, то что произойдет, когда их будет 10%? Или 20%? Ежедневно создается свыше 100 000 блогов, один MySpace дает больше 375 тысяч новых пользователей (создателей контента) ежедневно. Я помню, сколько работы мне надо было проделать в детстве, чтобы только найти информацию. А теперь, мы должны думать о том, какой информации уделять наше время и внимание, иначе она просто засосет нас. Web 2.0 – это тот случай, который мы называем наводнением контента – и мы не знаем, как будет решена эта информационная дилемма, мы только уверены, что она может быть решена через сотрудничество.

    Хочу сказать, что я лично, когда отвечаю на вопрос – как избежать перегрузки контентом, отвечаю несколько противоестественно – надо производить больше контента. Поскольку в процессе нашего становления как создателей мы становимся и его редакторами, и чем больше мы вовлечены в этот процесс, тем больше у нас запас прочности. Так что если продолжить по аналогии с водой, то мы должны плыть «в потоке».

    Тенденция третья: Каждый становится участником. Amazon.com – это для меня самый большой пример того, как участие интегрируется в индустрию, и, по иронии судьбы, именно в саму книгоиндустрию. Отзывы читателей – это самый значимый фактор для меня сегодня при выборе книги для покупки. Но не только это: Amazon дает информацию о пользователях и их поведении, причем такую, какую они создают, даже не сознавая это – от всех пользователей, которые смотрели книгу, до того, что они купили в итоге. Эта опция приводит меня к таким книгам, которые мне было бы трудно найти другим образом. Amazon-овский Kindle, как я говорю, это тот волосок, на котором раскачивается наш читающий мир. Вообразите себе электронную книгу, читая которую, вы можете комментировать любое предложение, параграф или главу, и видеть при этом комментарии других читателей… то есть вы просто находитесь в электронном диалоге с другими читателями. И это будет, обязательно будет.

    Тенденция 4: Новые про-требители.
    Слово «про-требители» ("pro-sumer") – это комбинация слов «производитель» ("producer") и «заказчик» ("consumer"). Все большее количество компаний вовлекают своих потребителей в процесс создания того продукта, который они сами им же и  продают. Начиная с энергичных байкеров – любителей бездорожья, созданные которыми байки сейчас доминируют на рынке, многие компании выносят R&D – работу на широкую публику. Природа знаний изменилась – важно не только, как они накоплены, но и как они произведены.

    Тенденция пятая : Возраст.
    Мы в большинстве своем определяем себя как новое поколение, и это важно. Если бы я родился лет 150 назад, я наверно оказался бы в каком-нибудь диком месте и скорее всего бы умер – я на могу переваривать молоко, у меня заболевание кожи, отчего не могу долго быть на солнце, и у меня неврологическое заболевание ног, так что я не могу ходить в неправильно подобранной обуви. Нет сомнения в том, что историческая эпоха определяет характерные персоналии и типажи, а также возраст тех, с кем вы сотрудничаете. Эра власти доверия (журнал Тайм, в те времена, когда я был молодым), заменяется эрой прозрачности и совместного ученичества (Википедия). Эксперт уступает место соавтору, так что 1+1 в этой реальности становится равно 3.

    Тенденция шестая : Инновационный взрыв. Я очень горжусь своим братом (Андрю Харгадон - Andrew Hargadon), который написал книгу «Как случаются прорывы» (How Breakthroughs Happen). Объясняя неправильность концепции об одиноком изобретателе, он показывает, что инновации являются результатом применения знаний из одной области в другой, а это значит, что консультанты могут играть очень важную роль в этом процессе. Так что сегодня мы все создатели, привносящие свой специфический опыт во все расширяющиеся области знаний. И сочетание двух вещей: во-первых, все более расширяющаяся возможность работать в специфических областях знания, создавая команды из людей, разбросанных по всему миру, и, во-вторых, разнообразие соавторов – все это вместе дает беспрецедентный объем инноваций.

    Тенденция седьмая :  мир становится более плоским и быстрым. Да, и даже если этот «плоский» мир «остроконечен» или «тупоконечен», он остается плоским, за что его проклинают и боготворят. То что любой человек из любого уголка Земли может учиться, используя материал свыше 1800 курсов от МТИ – это только начало.

    Тенденция восьмая : Социальное обучение становится центральным процессом.
    Это уже территория JSB, и лучше всего обратиться к нему (см. www.johnseelybrown.com), но рекомендуя его, я все же напомню, что несмотря на то, что различий между «комнатой для лекций» и «прихожей» становится все меньше, тем не менее, если обсуждение в прихожей происходит, о чем рассказывает JSB, то обучение все-таки было. Также отметим случаи использования социальной среды для конференций по технологии обучения (см. www.conference20.com). В вышеупомянутой статье Educause, JSB обсуждает исследование, показавшее, что одним из определяющих факторов успеха обучения является способность формировать группы или участвовать в них. В своей видеолекции он делает упор на то, что обучение в группах с использованием электронных средств по большей части приносит такой же результат, как и физическое обучение в группах. Вывод получается несколько ошеломляющим – технология электронного совместного обучения = успех? Может и не так просто, но реальные выводы могут быть ошеломляющими, если мы внимательно посмотрим на структуру наших образовательных институтов. JSB говорит, что надо сменить взгляд на знание, как некоторую субстанцию, передаваемую от учителя к ученику, на социальную картину обучения. Не «я думаю, поэтому я…», а «мы участвуем, поэтому мы…». От «доступа к информации» к «доступу к людям» (я нахожу эту мысль ошеломляющей). Вместо «учить о…» - «учить быть..». Его рассуждения о «наставнической» модели обучения – манифест переднего края Интернета (Открытое ПО), и их нельзя пропустить.

    Эта модель студента, как напарника, захватила меня и вывела на следующую тенденцию.

    Тенденция девятая : Длинный хвост. Когда Amazon.com продает столько товаров, которые никогда не попадут на прилавки обычных магазинов, становится очевидно, что благодаря Интернету стало возможным начало эры специализированного производства. Статья Криса Андерсона в журнале Wired, и его книга, должны привлечь внимание мира образования, поскольку технологии Web делают возможным «дифференцированное обучение», чего ждут как родители, так и студенты. Я могу в онлайне понаблюдать как работают кардиохирурги. Я могу найти преподавателя практически по любой тематике и он поработает со мной с использованием видеоконференции или разделяемого рабочего стола. Если студенту что-то нужно, если он имеет к этому страсть – он моет этому научиться и даже поарботать в реальных условиях и стать частью сообщества.

    Тенденция десятая :  Реальность социальных сетей (Открытая вечеринка). Web 2.0 удивлял поначалу, когда блоги и вики задавали путь к создаваемому пользователем контенту, но статистика, которую я приводил выше, показывает, что реально вечеринка началась тогда, когда сайты стали комбинировать различные инструменты Web 2.0, что вместе создало феномен «социальных сетей». (Посмотрите, ведь блоггинг не такое простое дело, чтобы сразу взять и начать… да и вики способны запугать самую храбрую душу). Если бы MySpace был государством, это было бы третье по численности населения государство в мире. Я думаю, что Ning, предоставляя пользователям возможность создавать собственные социальные сети, очень привлекателен – и кроме главной сессии на IL-TCE я следил и за другими – и везде упоминался Ning тем или иным образом. Потенциал для обучения поразителен. (Раскроюсь полностью: Я консультирую Ning, представляя его преподавателям и преподавателей представляю Ning’у.)

    OK, если вы все еще со мной тут, перед тем как обсудить семь вещей, которые могут сделать преподаватели, я хотел бы спеть небольшую оду JSB за то, что он показал эти сдвиги, и благодаря которому я теперь мыслю в широком контексте. Я также полагаю, что влияние этих сдвигов на образование и обучение – это смена парадигмы, поскольку все они по сути – об образовании и обучении.

    * От потребления к производству
    * От авторитарности к прозрачности
    * От эксперта к помощнику
    * От лекции к беседе
    * От «доступа к информации» к «доступу к людям»
    * От «обучения о чем-то» к «обучению, как делать»
    * От пассивного к пассионарному обучению
    * От презентации к участию
    * От публикации к разговору
    * От формального школярства к обучению в жизни
    * От поддержки-толкания (supply-push) к потребности-вытягивания (demand-pull)

    Интересно, согласитесь ли вы со мной сейчас, что Web 2.0 – это будущее обучения. Если нет, я уверен, что вы уже выключили звук! А я тем временем изложу некоторые вещи, которые бы могли делать преподаватели, если конечно то, о чем я говорю, является правдой.

    * Учитесь использовать Web 2.0. Это никуда не денется, и это очень увлекательно. Я знаю, что это может оказаться затруднительным, но стоит потратить время на то, чтобы встать с дивана и начать процесс. Класс 2.0 (www.Classroom20.com) – не самая плохая площадка для старта, так как эта социальная сеть – для преподавателей, которым интересно учится Web 2.0, как оказывается... :) Если у вас есть предложения по другим ресурсам, пожалуйста, присылайте ваши комментарии. Мне кажется, что социальные сети – самый простой путь в мир Web 2.0, а отличный список образовательных социальных сетей лежит на http://socialnetworksined.wikispaces.com.

    * Слежка. В этом слове нет ничего предосудительного в данном контексте и я настоятельно рекомендую это делать. Если вы приходите на Classroom 2.0 или другой такой же сайт – не торопитесь сразу становиться участником. Если вы годами оценивали студентов по тому, что они пишут, немного страшно показать свои мысли сразу всему миру, особенно если при этом нет возможности их как следует причесать. Так что подождите и понаблюдайте немного.

    * Участие. После некоторого времени, проведенного в целеустремленной слежке, считайте себя персонально вовлеченным. Будьте смелее! Отправьте комментарий или реплику. Это может быть совсем коротко! Так как Web 2.0 грешен в грамматике, правописании и пунктуации, ваши навыки в этих областях помогут вам лучше взаимодействовать, и скоро вы поймете, что именно сотрудничество и креативность имеют главное значение при участии в серьезной дискуссии.

    * Прочувствуйте эту мысль : Ответ на перегруженность информацией – производить еще больше информации.

    * Учите производству контента. Как вы уже поняли из предыдущего суждения, для вашей самореализации важно начать обучать производству контента ваших студентов (а также друзей, семью и вообще любого, кто готов слушать!). Это важно на всех уровнях, но не менее важно научить делать выбор относительно распространения того, что вы производите (проблемы копирайта, а также поизучайте Creative Commons licensing) – так чтобы ваши студенты понимали важность лицензионных прав других.

    * Сделайте образование публично обсуждаемым. Мой друг рассказывал мне, что когда он говорил, что он учитель, вся беседа за обедом прекращалась. Может быть и широкая публика не тратит много времени, обсуждая проблемы образования и обучения, но есть время – чтобы это изменить.

    * Помогите создать новые правила игры. Вы можете подумать, что вам нечему учить новое поколение студентов, которые гораздо более подкованы технически, но это не так – вы им реально нужны. Просто столетиями мы учили студентов находить информацию, а теперь надо учить ее сортировать. Мы потратили последние лет десять на то, чтобы научить защищаться от несоответствующего контента, теперь надо учит создавать соответствующий контент. Так что может быть они и «цифровые от природы», но их знания поверхностны, и они отчаянно нуждаются в обучении реальным интеллектуальным навыкам. Больше, чем любое другое поколение, они живут жизнью, отделенной от мира взрослых, говорят и пишут по сотовым телефонам, соединяются онлайн. Мы можем бояться войти в этот мир, но нам надо это сделать, потому что они барахтаются там одни в неотмеченных на карте водах, не получая преимуществ взрослого руководства. Так что нам придется сменить концепцию обучения и лучше раньше, чем позже.

    Я особенно благодарен всем тем, кто всю свою жизнь посвятил преподаванию, и я надеюсь что мой пост дал немного пищи вашим мыслям. Могу ли я пригласить вас отвечать? :)



    Автор: Steve Hargadon
    Источник: TechLearning

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru