• Карта сайта
  • Сделать стартовой
  • Добавить в избранное

  •   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА МАТЕРИАЛЫ НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

    РЕКЛАМА

    РЕДАКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ WEBSOFT COURSELAB
    Мощное средство для разработки электронных курсов
    Скачать демо-версию

    Статьи и обзоры

    Эмоциональное электронное обучение (e-Motional e-Learning)

    Эмоции – это очень горячая тема. Бизнес развивает эмоциональный подход для повышения эффективности работы, эмоциональный дизайн в продуктах и сервисах, вместо опыта продаж более важным становится опыт сервиса. Однако, при чем тут электронное обучение?

    Самый простой ответ на этот вопрос таков: включение эмоций в ваше электронное обучение выводит его (обучение) на более высокий уровень, где оно реально начинает работать. Когда мы помогаем ученику эмоционально, «внутренне», понимать, как получаемый опыт важен для него, мы этим поддерживаем его интерес в процессе обучения и стремление достичь цели. Когда о человеке заботятся, он лучше учится. Точка.

    Понимание важности эмоций в обучении

    Дэниэль Големан (Daniel Goleman), автор книги «Эмоциональный ум», говорит что EQ (Emotional Intelligence – Эмоциональный ум), более важен, чем IQ (показатель умственных способностей): «Ваше “EQ” – самосознание, альтруизм, персональная мотивация, симпатия и возможность любить и быть любимыми – значительно более важно для успеха, чем чистый разум». И он не одинок в своих взглядах на интеллект, а мы, в свою очередь, хотим применить этот подход к обучению. Похожим образом, такой эмоциональный компонент в отношениях с заказчиками – «удовлетворенность покупателя» - давно уже определен, как важнейший показатель бизнеса. Людей заботит не только цена или функции, но и общее отношение, включая процесс закупки и получения товара, а также последующее обслуживание. Все эти компоненты создают впечатление, способствующее повторным продажам или рекомендациям другим заказчикам. Итак, ваша новая должность называется – «дизайнер удовлетворенности пользователей»!
    Мы хотим думать не только об обучении, но и об удовлетворении от обучения.

    Идя дальше, Джеймс Гилмор (James Gilmore), соавтор книги «Чувственная экономика: Работа – это театр, а бизнес – искусство», предлагает заменить старую модель экономической эволюции «сельское хозяйство – промышленность – информация», на новую – «продукт – сервис – чувство». Показатель того, что мы переходим от экономики сервиса к экономике чувств – это то, что эмоциональный фактор становится все более важным, и предпочтение отдается индивидуализированному и нацеленному на удовлетворенность, а не просто одинаковому для всех сервису. Примерами могут служить тематические парки, рестораны и агентства путешествий. Это все конечно понятно, но какое это имеет значение для электронного обучения?

    Дональд Норман (Donald Norman), автор серии книг по дизайну, рассуждает о эмоциональной составляющей дизайна в своем труде “Эмоциональный дизайн: почему мы любим (или ненавидим) обычные вещи». После фактической аргументации о том, как дизайн должен соответствовать тому, о чем люди действительно думают, он также раскрывает аффективные компоненты дизайна. Это показывает все возрастающее понимание важности эмоциональных, аффективных компонентов в нашей жизни. Какое это имеет значение для нас? Кто-нибудь говорил об этом применительно к e-Learning?

    Да, Джон Келлер (John Keller), по крайней мере, в том, что касается концепции педагогического дизайна в целом. Он разработал модель ARCS (Внимание, Значимость, Доверие, Удовлетворение), как структуру для определения важности компонентов для общего успеха. Он считает, что эти четыре компонента – важное дополнение в педагогиечском дизайне: получить Внимание ученика, убедить, что обучение Значимо для него, обеспечить Доверие к процессу и иметь целью получить Удовлетворенность. И хотя его работе больше десяти лет, не нужно думать, что современное электронное обучение далеко от этого.
    Майкл Аллен (Michael Allen) специально обратился к этой теме в своем «Руководстве по электронному обучению», рекомендовав пути к тому, чтобы не делать e-Learning скучным. Он отмечает, что электронное обучение существенно отличается от обычного отстуствием тренера, как эмоционального компонента, и предлагает несколько очень важных советов о том, как сделать e-Learning значимым.

    Это все очень и очень хорошо, но о чем мы действительно говорим? Это только вопрос дополнительных звонков и свистков (в оригинале - bells and whistles – сигналы к открытию и закрытию биржы – прим.перев) – для того чтобы поддерживать интерес к электронному обучению, или все же нечто более глубокое и фундаментальное?
    Какое значение имеют эмоции в электронном обучении?
    Один из возможных выводов – то, что нужно сделать электронное обучение более увлекательным, похожим на игру. Волна интереса к играм, демонстрируемая различными авторами, включая как семиотика Джеймса Ги (James Gee – «Как видеоигры должны учить нас грамотности», так и аналитиков и теоретиков индустрии Марка Пенски (Marc Prensky – «Обучение на основе цифровых игр») и Кларка Олдрича (Clark Aldrich – «Симуляции и будущее обучения, или обучение через действие») – серьезный звонок к использованию игр в обучении. Это то – что нам нужно?

    Как давний сторонник привлечения игр для обучения (начиная с создания в 1981 году FaceMaker до момента моей собственной книги «Дизайн симуляторных игр для электронного обучения», где систематически описан его дизайн), я верю в значимость такой методики, но это не все, о чем бы я хотел поговорить. Между прочим, хотелось бы, чтобы вы ясно поняли, что я не собираюсь тут говорить о известных карточных играх или викторинах, а только о сценариях, симуляциях, с определенным начальным состоянием и заданной целью, «обернутыми» в некоторую историю, сосредоточившись только на эстетике игр (по причинам, которые я расскажу чуть позже). Несмотря на то, что эти игры очень значимы с точки зрения практики, они – только один из компонентов общего опыта обучения, в то время как я бы хотел нарисовать более общую картину. Я хотел бы агрументировано объяснить, что непознавательные компоненты обучения очень важны, и то, что есть некоторые систематические вещи, о которых мы можем (и должны), думать и делать даже тогда, когда мы говорим не об играх. Это то, что отсутствует в современном электронном обучении.

    В обширном исследовании элементов, которые вносят свой вклад в обучение (для проекта, в котором я разрабатывал интеллектуальную адаптивную систему обучения), мы определили 3 категории и 31 различный фактор, по которому можно различать учеников (в состав моей команды входили когнитивист - специалист по работе мыслительных процессов, и психометрист – тот, кто измеряет психологические показатели).

    Когнитивистика утверждает, что это не просто теоретические измышления, и определяет главные элементы индивидуальных различий как познавательные, волевые и эмоциональные факторы:
    • Познавательные: рабочая память, индуктивные и дедуктивные рассуждения, способности
    • Волевые: мотивация, беспокойство и т.д.
    • Эмоциональные: например, стили обучения или индивидуальные черты, такие как независимое или командное обучение, перцептуальные предпочтения (визуальные, слуховые) и т.д.

    Меня поражает то, что в сегодняшний педагогический дизайн целиком сфокусирован на познании. Мы начинаем говорить о поддержке стилей обучения (на основе моделей, вызывающих много вопросов), но совершенно не используем систематически мотивационное вовлечение, ориентацию на волнение или реально инспирированное обучение. Эмоциональный компонент обучения особенно важен в электронном обучении. Как известно давно, когда мы сталкивались с положительными примерами очного обучения, преподаватель вносит эмоциональный компонент в учебный процесс. Безусловно, командное обучение по большей части всегда использует этот факт как дополнительный позитивный фактор. При электронном обучении, обычно асинхронном и независимым, необходимо компенсировать недостаток этого фактора. И это возможно. Дайте мне самому нести личную эмоциональную ответственность за обучение. Самоуправляющийся ученик управляет ожиданиями, устанавливает разумные цели, мониторит прогресс и поддерживает обязательства. И это действительно феноменально – то, что самоуправляющиеся ученики преуспевают в электронном обучении. Однако реальность в том, что мы не всегда можем ожидать от учеников самоуправляемости (если вы конечно не используете мета-обучение, например www.meta-learninglab.com от Джей Кросс (Jay Cross). Я считаю, что мы, дизайнеры электронного обучения, должны нацеливаться на влияющие компоненты, вместо того, чтобы считать всех учеников способными к исключительному самоуправлению. Нам надо выбраться из рамок познавательного уровня и обратиться к уровню эмоциональному. Не игнорировать познавательный уровень, а добавлять к нему, в ту точку, где ученик получает знание, несколько глубинных слоев. Надо знать, что у них на сердце, что наполняет их кости и понимать, что у них в кишках. Проще говоря, ученик учится лучше, если он мотивирован и у него нет тревоги. Чтобы достичь этого, нам нужно понять их мотивацию и их беспокойство. Обращаясь к мотивации, надо помочь ученику понять, что для него важно, как он может этого достичь, и поддерживать его интерес. Чтобы приспособится к тревоге, надо убедится, что ученик готов к учебе и правильно настроить его ожидания. Как этого достичь?

    Что делать?

    Разве можно делать как-то иначе? Я уверен в следующих шагах:
    • Создайте важность обучения для ученика
    • Определите набор ожиданий
    • Оцените, в соответствующее время, каков должен быть эмоциональный аспект (особенно в высшей и нижней точках, какая должна быть сигнализация об успешности и переходах к завершению процесса)
    • Убедитесь в интересности историй, используемых для иллюстрации примеров и практики
    • Поддерживайте эмоциональный компонент наравне с познавательным при переходе между стадиями обучения.

    Чтобы сделать вышесказанное более конкретным, позвольте мне дать несколько рекомендаций.

    Во-первых, надо завоевать их внимание, иначе вообще ничего не получится. Один из методов – введение (до объявления целей обучения), которое демонстрирует, какие последствия бывают при отсутствии навыков, которые будут обсуждаться (навыки, не знания). Когнитивистика прямо говорит, что люди не должны думать о том, чтобы получить знания, их надо фокусировать на навыках. Другим методом может быть преувеличение фактора отсутствия знания.

    Например, Майкл Аллен (Michael Allen) создал видео, направленное на обучение стюардесс перечню мер по безопасности. Это видео красиво преувеличивает последствия незнания (и невыполнения) процедуры. Начинаясь, как фильм-катастрофа, с драматической музыкой и визуальными эффектами, видео представляет катастрофу самолета, показывает спасательный плот на воде, а после наезда камеры мы видим – что плот пуст. После такого ученики готовы, как мы смогли убедиться, к изучению о последовательности выполнения действий по безопасности. Как альтернативу, я также использовал мультфильмы, чтобы преувеличить последствия с юмором.
    Совсем не нужно представлять статистические сводки или давать интервью с неким официальным лицом, если конечно, этот человек не может сделать то, что нам от него нужно (то есть вдохновить зрителей на понимание важности навыка или знания). Увещевания слишком часто использовались ранее, этим приемом слишком злоупотребляли. Убедитесь, что ваш докладчик может действительно донести до людей мысль о важности того опыта, который они приобретут при обучении.

    Харви Фельдстайн (Harvey Feldstein), консультант из Австралии (хотя сначала он наслаждался вполне успешной карьерой в США), рассказывал мне о том, как когда-то его спрашивали о том, как обеспечить продажи подержанных автомобилей при помощи более предрасположенных процессов продаж, сдвинутых в сторону большего соответствия реальным нуждам заказчиков (а не просто путем предложения другой машины). Эту, и так умеренно (однако) поставленную задачу, ограничивало то обстоятельство, что представительства не собирались изменять структуру комиссионных. Он не достиг больших успехов, но видео, которое показывало эмоциональную реакцию покупателя на опыт покупки машины, очень доступно втолковывало, насколько это было невежливо и обезличено. Он расположил учеников, вызвав их эмоциональный ответ, еще и не начав само обучение. Между тем, можно подчеркнуть положительные аспекты наличия опыта: то, какие преимущества получают ученики, обладающими таким опытом, вместо того, чтобы показывать негативные моменты от отсутствия такого знания (хотя я вспоминаю одного циника, утверждавшего, что три главных мотивирующих фактора – это трусость, жадность и лень).

    Только после того, как ученики завербованы, можно рассказать им, каких целей мы хотим достичь. Однако мы предпочитаем делать это, ничего еще не зная об эмоциях учеников. Мы обычно представляем им список задач, причем эта работа плоха еще тем, что эти задачи составлены в терминах той информации, которую ученикам еще предстоит изучить, что совершенно не увлекает их к достижению цели. На конференции гильдии педагогических дизайнеров электронного обучения в 2005 году, Уилл Талхеймер (Will Thalheimer) – еще один консультант по электронному обучению, предложил разделять цели на те, что используют дизайнеры и те, что представляют ученикам. Он уточнил, что проектировщики определяют цели обучения в терминах метрик и поведения. Однако учеников беспокоит то, смогут ли они сделать это по другому, в тех терминах, которые они понимают. Это больше относится к маркетингу, чем к обучению (хотя я думаю, хороший маркетинг по сути своей обучает потребителей). Сравните например следующее: «Разработайте и примените интервенционный план, направленный на невротическое поведение, содержащий как шаги, которые надо предпринять, так и связанный с ними временной график, в соответствии с руководящими документами департамента», с вот таким: «Вы сможете разработать интервенционный план-график помощи вашим пациентам». Как вы думаете, на какую из этих фраз среагирует аудитория, состоящая их психиатрических медсестер?

    После того, как мы получили эмоциональную вовлеченность, мы не можем позволить себе риск потерять ее. Необходимо установить ожидания: будет ли это трудно, будет ли это легко, или весело, смогут ли они сделать то, что не могут сделать сейчас. Дайте вашим ученикам концептуальное представление, некоторые примеры приводите напрямую из практики, то, что имеет реальное значение. Уменьшайте беспокойство, поддерживая мотивацию.

    Надо поддерживать ожидания, не ждите, что ученики запомнят их все. Каждый раз, когда они закончат новый трудный материал, поздравьте их с этим. Дайте им примеры, чтобы они могли почувствовать себя в практике. После того, как они закончат практику (и еще раз поздравления!), можно двигаться дальше.
    Но между тем, убедитесь, что выбранные вами примеры и практика соответствуют идее. Превратить практику в игру – это, конечно, один из способов, но все-таки, ваши примеры должны быть хорошо составлены, соответствовать аудитории и, возможно, с некоторым преувеличением, показывать, насколько важно полученное знание. Сделайте примеры понятными любому ученику.

    Разработка процессов

    По сути своей, вы хотите разрабатывать процессы, а не только собственно обучение. Вы не можете заставить учеников учится, вы можете только создать среду, которая будет способствовать обучению, и чтобы увеличить шансы на успех, вы должны увлечь учеников эмоционально также сильно, как и когнитивно.
    Вот вам еще, правда это носит несколько спекулятивный характер: книга Дона Нормана (Don Norman) «Эмоциональный дизайн», в которой вскрываются когнитивные эффекты эмоциональных компонентов. Положительные аффекты (такие как мягкий и нечеткий) расширяют познание и ассоциируются именно с этим. Отрицательные аффекты (такие как грубый и горький) углубляют познание. Теоретически, мы должны начать обучение с положительного, затем, через некоторое время перейти к отрицательному, а закончить опять положительным. Безусловно интересно увидеть в аффективном процессе отражение того, что мы видим в большинстве популярных медиапродуктов (сериалы, театр, кино).

    И в заключение, Джеймс Гилмор (James Gilmore), которого я уже цитировал, говорит, что следующим шагом после чувственной экономики будет экономика «преобразовательная», когда люди будут платить за события, которые будут их преобразовывать. Это, по мне, то место, до переднего края которого мы должны подняться: создание новых навыков, или новых отношений, то, о чем говорит педагогический дизайн, и то, куда мы расширяемся, включая эмоциональные компоненты и создавая процессы, включающие эти новые возможности. Готовы?

    Но все же не нужно сразу идти туда. Давайте начнем с того, что будем рассматривать, разрабатывать и поддерживать эмоциональные компоненты, которые помогают нам достичь оптимальных целей обучения. Давайте будем увлекать учеников и более эффективно учить. И после того как мы сделаем это, научимся делать надежно, добьемся повторяемости – вот тогда мы сможем сделать больше.



    Автор: Кларк Н. Куинн (Clark N. Quinn)
    Источник: ElearningGuild

    РЕКЛАМА

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ WEBTUTOR
    Готовое решение для создания корпоративного Учебного Портала!!
    Система дистанционного обучения и тестирования
    Учебный портал
    Автоматизация работы корпоративного учебного центра
    Автоматизация процедур оценки персонала

    Более 500 российских компаний уже выбрало WebTutor!
    См. также:
    Дополнительная информация о продукте
    Демо-версия



    Copyright © 2003 www.distance-learning.ru
    e-mail: info@distance-learning.ru

    Дизайн: vladalex.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru